Дизайн столетия по версии журнала Time: стулья Plywood Group DCW

Eames Lounge. Идеал комфорта

Чета Имзов (создатели стульев Time-Life) представили этот предмет в 1956 году, и он сразу же стал звездой.
Состоит необычное кресло из двух автономных частей и пяти слоев материала – это обеспечивает гибкость модели и эластичность. Двигая меньшую часть, подставку для ног, кресло можно трансформировать в оттоманку или сделать из подставки отдельный мягкий табурет. Скрытые амортизаторы между деталями позволяет конструкции изгибаться, подстраиваться под положение тела. А мягкий подголовник и такие же подлокотники деликатно поддерживают шею и плечи.

Длительное время Eames Lounge Chair изготовляли из фанеры, покрытой бразильским палисандром, сегодня чаще применяют ореховый или вишневый шпон.
Кресло Имзов экспонируется во многих музеях декоративного искусства и дизайна, интегрируется в mid-century modern и новейшие стили интерьера.

Пандемия

Пандемия 2020 года останется в анналах XXI века как кризисный период, который заставил дизайнеров менять жизнь, искать новые стратегии и проектировать вещи, о которых раньше не было и речи.

Естественно, появились проекты, напрямую связанные с коронавирусом, — например, инновационный фонарь Urban Sun, придуманный нидерландским дизайнером Дааном Розегаарде (Studio Roosegaarde). В фонаре использовано ультрафиолетовое излучение для дезинфекции открытых пространств. Розегаарде предложил использовать дальний ультрафиолетовый свет с изменённой длиной волны, который, как считается, убивает вирусы, но потенциально представляет меньший риск для здоровья человека.

Фонарь крепят сверху на системе кабелей, он может покрывать большую площадь и делать более безопасными, например, вокзалы, школы и даже городские площади.


Фонарь Urban SunИзображение: Studio Roosegaarde

Ещё одна тема, возникшая в период пандемии, — бегство. Как убежать в дикое безлюдное место, не оставшись без крова, тепла и элементарной гигиены? Casa Covida — хижина в Колорадо, сделанная из самана (кирпича-сырца), напечатанного на 3D-принтере, — предложение американской студии Emerging Objects. Погрузив в автомобиль принтер, можно отправиться в глухие места и напечатать дом для двух человек.

В экспериментальной хижине в долине Сан-Луис есть комната, спальня и ванная. Глинобитные стены сделаны из песка, ила, глины и воды, они созданы с использованием трёхосевой SCARA (шарнирно-сочленённая рука робота). Печатаются стены довольно быстро, после изготовления их оставляют сохнуть и затвердевать на солнце. Не то чтобы Casa Covida выглядела универсальным домом для массового распространения, но вектор поисков понятен.


Скамьи в Casa Covida сделаны из глины и покрыты домоткаными коврикамиИзображение: дизайн студии Rael San Fratello

Как изменилось проектирование рабочих и общественных мест после пандемии? Социологи и психологи вырабатывают новые рекомендации на основе своих исследований. Например, нужна «новая открытость природе». Что это значит? Уже недостаточно интегрировать растения и не использовать синтетические материалы. Нам нужен прямой доступ к природе — выход в лес или как минимум в «зимний сад» — помещение, целиком отданное отдыху среди растений, поющих птиц и журчащей воды.


Способ улучшить атмосферу в офисе благодаря озеленению называют биофилией — по термину, который означает тягу человека к природеИзображение: дизайн студии Calibro

И ещё один важный аспект: после пандемии люди опасаются наступления цифровых диктатур и отдают предпочтения пространствам, в которых сбор данных не ведётся скрытно. Нужно не только гарантировать, но и сообщать об этом. Есть о чём задуматься тем, кто держит руку на пульсе и не хочет провалиться в позавчерашний день.

После пандемии в разных сферах проектирования появятся новшества. Например, кран на раковине, который автоматически запускает воду в течение 20 секунд, или кран с датчиком, который предупреждает о том, что вы моете руки недостаточно долго. Дизайнеры и технологи работают над цветными дезинфицирующими средствами для рук, которые будут становиться прозрачными только после того, как все микробы на руках уничтожены.

Конечно, специалисты уже думают о том, как строить рынки живых животных в Китае: нужно, чтобы звери и люди были отделены друг от друга, а болезнетворные микроорганизмы с меньшей вероятностью бы попадали к человеку.

Panton Chair. Стул с автографом

Дизайнер, архитектор Вернер Пантон – достояние Дании. Экспериментатор, отрицавший традиционные сырье и форму, он дерзко сочетал металлы и пластик, стекло и полипропилен.
В «копилке» Пантона много моделей кресел и стульев, ставших знаменитыми, – Bachelor, Cone, Tivoli… Но Panton Chair – самый известный, визуально узнаваемый из них.

Стулья Panton

В профиль он напоминает литеру S, округлую и грациозную. Сиденье плавно перетекает в ножку, ребра жесткости отсутствуют, а цвета термостойкого пластика настолько насыщенные, что всего один стул преображает интерьер, делает пространство красочным.
Доказательством того, что стул Вернера Пантона – мебель на все времена, являются его многочисленные реплики. Отличить их от подлинника не так уж трудно: настоящий Пантон невероятно прочный (на нем буквально можно танцевать), а на ножке стула выдавлен автограф Вернера Пантона.
Panton Chair незаменим, когда нужно обратиться к ретро, воплотить поп-арт, добавить жилищу задора и цвета.

Chesterfield. Диван Фрейда и Бонда

Честерфилд, он же Честер, появился в Англии в XVIII столетии. Согласно легенде его создали с учетом пожеланий лорда Филипа Честерфилда. Модник и новатор, граф захотел необычный в то время лежак. Во-первых, с античным силуэтом, похожим на волнистые колонны. Во-вторых, на малозаметных ножках… Ну и в-третьих, с каретным, стеганым покрытием.

Культовые предметы мебели — диван Chesterfield

Викторианская эпоха давно позади, а честерский диван, плавный, величавый, но компактный и очень комфортный, остался в обиходе. На нем в своем венском кабинете принимал пациентов доктор Фрейд; чаще других этот диван мелькал в кинофильмах про Джеймса Бонда; на подобных диванах сидят VIP-гости на приемах в Вестминстерском дворце и Белом доме.
Честер настолько пластичен, что внедряется в любую обстановку, добавляет ей достоинства и шика.

Polar Bear. Диван ценою в Майбах

Француз Жан Ройер разрабатывал свой «полярный» диван с 1947 по 60-ые годы. Поначалу это был сугубо концептуальный предмет, воплощавший биоморфный замысел: силуэт и фактура дивана напоминают белого медведя.

Но вещь оказалась удобной, домашней. Сначала диван Полярный медведь купил шейх Пехлеви, а затем его горячо полюбили звезды Голливуда. Например, приобрела такой Дженифер Энистон, а Канье Уэст, по собственным словам, продал Майбах, чтобы заполучить «полярного медведя».
Удивлены? Да, Polar Bear – не просто культовый, а баснословно дорогой, эксклюзивный предмет, стоящий не меньше миллиона долларов.

Развитие дизайна

Одно из двух амортизаторов, удерживающих металлическую спинку кресла для отдыха. Черная резина приклеена к дереву; болт только соединяет раму с металлической вставкой внутри крепления. Сиденье поддерживает три одинаковых амортизатора.

Работы Чарльза Имса и Ээро Сааринена, представленные на конкурс органической мебели, были спроектированы таким образом, что сиденье и спинка были соединены в единую «оболочку». Фанера, однако, была склонна к растрескиванию, когда ее изгибали в острые изгибы, которых требовала мебель. Конкурсные работы были покрыты обивка чтобы скрыть эти трещины.

Путем тщательных проб и ошибок Чарльз и Рэй пришли к альтернативному решению: создать две отдельные детали для сиденья и спинки, соединенные фанерным стержнем и поддерживаемые фанерными ножками. В результате получилось кресло с гладким и честным внешним видом. Все соединения были видны, и материал не был скрыт под обивкой. Сиденье было соединено с позвоночником и ногами с помощью четырех тяжелых резиновых шайб с врезанными гайками, впоследствии названных «амортизаторами». Амортизаторы были приклеены к нижней стороне сиденья и ввинчены через дно стула. Спинка тоже крепилась с помощью амортизаторов. Спереди и сверху сиденье и спинка не прерываются застежками. Резиновые опоры были гибкими, позволяя спинке сгибаться и двигаться вместе с сидящим. Эта технология также является одним из самых больших недостатков кресла. Амортизаторы приклеены к деревянной спинке, но могут оторваться по разным причинам. Обычным ответом на эту проблему было просверливание прямо через спинку и вставку крепежа между спинкой и поясничной опорой. Это обесценивает стул, так как меняет первоначальную эстетику гладких, непрерывных деревянных форм.[нужна цитата ]

Несмотря на то, что стул из фанеры был компромиссом видения Имса по созданию единого стула, он представлял собой успешный дизайн. В тандеме с LCW Рэй и Чарльз Имз создали семейство стульев, столов и складных ширм из фанеры. Стул для столовой из полностью фанеры (DCW) был сконструирован так же, как и LCW, но с более узким сиденьем и более длинными ножками, чтобы поднять сиденье до обеденной высоты. Металлическое кресло для отдыха (LCM) и металлическое кресло для обеда (DCM) были изготовлены из тех же фанерных сидений и спинок, что и LCW и DCW, установленные на сварной металлической раме

Успех The Plywood Group привлек внимание Джорджа Нельсона, директора по дизайну Герман Миллер. Нельсон убедил Д.Дж

ДеПри, владельца Herman Miller, нанять офис Eames в качестве дизайнеров и начать производство фанерной мебели Eames.

Выходя из эпохи, когда мебель была тяжелой и сложной; Сделанный из нескольких материалов, а затем покрытый обивкой, дизайн Имса был поразительным. Стул производился с 1946 по 1947 год компанией Evans Molded Plywood из г. Венис-Бич, Калифорния для мебельной компании Herman Miller из Зеландии, штат Мичиган. В 1947 году Херман Миллер перенес производство стульев в Мичиган, где производство продолжается. – после перерыва в 1957-1994 гг. В Европе, Vitra стали производителями мебели Eames. Herman Miller и Vitra – единственные две компании, производящие стулья, получившие лицензию от Eames Estate, представленного Eames Office.

Эксперименты со стульями

В 50-е годы продолжаются эксперименты со стульями. Имз создают стул Eames Lounge Chair — стул, похожий на шезлонг, на котором можно сидеть вразвалку. Затем появляется еще один стул Эймс — стул из фанеры. 

А потом дизайнерская пара неожиданно для всех заинтересовалась кинематографом и создала более 80 короткометражных картин, посвященным дизайну и разным дисциплинам: математике, биологии, астрономии.

Но чем бы ни увлекались эти творческие люди, они все делали вместе. Пара работала над разными проектами вплоть до смерти Чарльза в 1978 году. После этого Рей закончила  все проекты, которые они начали вместе. 21 августа 1988 года, в десятилетнюю годовщину со дня смерти мужа, она умерла от рака. Преобразовывать мир в одиночку Рей Имс просто не захотелось.

Eames House

1949

Это особенный проект в жизни Чарльза и Рэй Имз ― их собственный дом в Калифорнии. В конце сороковых несколько знаменитых архитекторов и дизайнеров, в том числе Имзы, приняли участие в проекте Case Study House журнала «Искусство и архитектура». Это был творческий эксперимент, цель — создать серию недорогих, но практичных домов. Проект Имзов, Case Study House 8, был одним из немногих реализованных.

Этот двухэтажный дом состоит из двух прямоугольных стальных блоков-каркасов. В фасаде — стёкла разного размера, стеновые панели окрашены в разные цвета, они напоминают работы Пита Мондриана.

Помещение разделили на жилую часть и мастерскую. Центральным элементом была гостиная, объединяющая два этажа, ― уютная, тёплая, наполненная интересными предметами декора и авторской мебелью Имзов. При жизни дизайнеров этот дом был местом встречи для представителей мира искусства. Сейчас Case Study House 8 можно посетить с экскурсией.


Фото: Stephanie Braconnier / Shutterstock
Фото: Eames Office

Стул Wishbone. Предмет, приносящий удачу

Вы слышали о старом народном обычае ломать «на счастье» кость из куриной грудки? Он популярен в Дании, на родине дизайнера Ханса Вегнера. И хоть спинка этого предмета, который он придумал в 1949 году, действительно похожа на упомянутую кость, конструкцию дизайнер подсмотрел на китайских гравюрах династии Мин.

Совместив Китай и Данию, Вегнер получил ажурное изделие с оригинальной спинкой. Настолько легкое на вид, что трудно осознать: вишбоны собирают из 14 деревянных деталей вручную, каждый несколько недель. Правда, кроме древесины используют бумажно-кордельное волокно, поэтому стулья, оставаясь прочными, очень легковесны.
Вдобавок вишбоны принято окрашивать в сочные цвета, что, бесспорно, добавляет им баллы.
Благодаря нетривиальным силуэту и раскраске, стулья Wishbone не сливаются с обстановкой, а становятся изюминкой, винтажным украшением практически любого дома.

Стул Plywood Group DCW: особенности конструкции

Plywood Group DCW изначально позиционировался как стул обеденный (DCW расшифровывается как Dining Chair Wood – обеденный деревянный стул). Дизайнеры отразили в конструкции модели один важный нюанс. Когда мы едим, наше тело наклонено вперед. Но в момент насыщения мы откидываемся назад. Обеденный стул должен быть максимально комфортным при любом из этих положений.

Важно: Именно поэтому модель снабжена пружинящей спинкой и специальными амортизаторами из резины и металла. Все детали стула изготавливаются из формованной фанеры с облицовкой из шпона ясеня или ореха

Для спинки и сиденья используется пятислойная фанера, для основания и соединительных элементов – восьмислойная. Именно эта комбинация обеспечивает стулу то самое необыкновенное сочетание прочности и упругости

Все детали стула изготавливаются из формованной фанеры с облицовкой из шпона ясеня или ореха. Для спинки и сиденья используется пятислойная фанера, для основания и соединительных элементов – восьмислойная. Именно эта комбинация обеспечивает стулу то самое необыкновенное сочетание прочности и упругости.

Помимо целиком фанерной модели DCW в серию Plywood Group входят стулья на металлическом каркасе (DCM и LCM), а также с сиденьем, обшитым телячьей кожей. Но именно классическая версия из фанеры остается одним из самых популярных изделий четы Имз. А также одним из самых известных и продаваемых стульев в мире.

В заключение

Стул Plywood Group DCW и в наше время выглядит абсолютно современно и актуально, точно так же, как в год своего создания. Эргономичные формы спинки и сиденья, прочность и устойчивость, а главное неповторимый стильный дизайн – все это делает модель настоящим шедевром, который прошел проверку временем и покупательским спросом.

Noguchi Table. Скульптура в роли полок

Декоратора, дизайнера Исаму Ногути (Ногучи) называли «магистром формы». Он оставил большое наследие: ландшафтные объекты, парки скульптур, мосты… А также предметы мебели, самый знаменитый из которых – столик из стекла и древесного массива, спроектированный в 1944 году.

Классический столик-ногучи состоит из двух устойчивых опор, выточенных из палисандра, черного ясеня, ореха или клена. А также каленого листового стекла в качестве столешницы. Форма у него изогнутая, криволинейная, похожая на иероглиф.
Ставить на подобную конструкцию кофе или журналы – почти кощунство. Стол Ногучи лучше всего гармонирует с концептуальными скульптурами, вазами из бронзы и металла. Приобретая эту вещь, человек приобщается к миру искусства, к абстракционизму и сюрреализму. Поэтому чаще столик Ногучи украшает жилища богемы, художников, монументалистов. Он превосходно оттеняет модные сегодня эклектичные интерьеры и всегда становится центром внимания.

Bocca. Самый эротичный из диванов

В жилые дома этот диван врывался дважды. Первый раз – в 1935 году. Как раз тогда Сальвадору Дали пришла в голову сумасбродная мысль создать диван, стилизованный под губы голливудской актрисы Мэй Уэст. К алому дивану в виде чувственного рта прилагалась тумбочка-нос, а картины на стенах символизировали глаза.
В 70-ых диван Bocca перезапустил дизайнер Франко Аудрито, взяв за прообраз уста Мэрилин Монро. Изменилась и обивка: она порозовела, а изготовлять её стали не только из ткани, но из тонкого, глянцевого пластика.
Пик популярности диванов Bocca пришелся на 70-80-ые, когда мир сходил с ума по диско и поп-арту.
Но в 2000-ых, на фоне увлечения гламуром, всеобщий интерес к этому предмету возродился. В итоге появились золотой диван Bocca и белый, диван Bocca оттенка фуксии и черный с пирсингом в нижней «губе».

Сегодня Bocca – не только самый чувственный и страстный предмет обихода. А символ fashion-индустрии, поскольку его обожают знаменитые модели и дизайнеры. Кстати, нередко к этому дивану покупают винтажный торшер-губы L’Oeil, выпущенный в 1969 году и совмещающий функции скульптуры и светильника. Отличная пара для стильной, ироничной, необычной меблировки.

Thonet. Стулья музыкантов Штрауса

В 1842 году краснодеревщик Михаэль Тонет, живущий в Вене, получил королевский патент на производство мебели «путем выгибания дерева». Это был прорыв в ремесле; на международных выставках стулья Тонет получили высшие награды, а сам краснодеревщик стал официальным поставщиком царского двора в России.

С тех пор производство венских стульев не останавливалось ни на минуту. Сидя на них, играл знаменитый венский оркестр, которым дирижировал Штраус. Стул-долгожитель «снимался» в фильмах Чаплина, «позировал» для Репина, Тулуз-Лотрека и Дали. В конце концов, вы обнаружите его на старых фото из семейного архива.
Сегодня на основе модели Михаэля Тонета выпускают и кресла-качалки, и пластиковые стулья IKEA, уместные в классическом, неоклассическом и других современных интерьерах.

Swan Chair. Романтика нового века

Кресло-лебедь – знаковый шедевр дизайнера Арне Якобсена. Выпущенное в 1958 году, оно до сих пор завораживает изысканными, но так же скупыми, рациональными очертаниями. Именно в форме, подражающей лебедю, – шарм этого предмета.

Изготовлено Swan Chair вовсе не из лебяжьего пуха, а из стекловолокна и пенополиуретана. Сиденья, как правило, оббивают натуральной кожей: она лучше всего подходит для данной модели. Когда человек садится в кресло-лебедь, его поясница оказывается в плотных, но мягких «объятиях».
Кресло Swan произвело сенсацию и заняло одно из первых мест на условной аллее мебельной славы. К нему обращаются, чтобы придать теплоты и благородства современному пространству, смягчить суровость минималистического дизайна.

Варианты и коллекционность

Стул продолжает быть иконой современный дизайн. Он продается по всему миру. В своем выпуске 1999 г., посвященном тысячелетию, журнал Time назвал LCW величайшим дизайном 20-го века.[нужна цитата ] Herman Miller предложил LCW с различными деревянными панелями и обивкой поверх формованных внутренних слоев клена. Приведенные ниже даты относятся к производству Herman Miller / Северной Америки.

Тип отделкиГод (ы) производства
Красное дерево1946-48
Палисандр (dalbergia nigra)1946-48, 1961–66
Палисандр (сантос палисандр)2007 – настоящее время
дуб1953
Avodire1946-51
Каналетто1946-47
Slunkskin1948-53
Воловья кожа2009–2010 Ограниченная серия
Ткань1948-53
Натуральная кожа1948-53
Лакированный красный1994–2008, 2009–2011
Лакированный черный1994–2008, 2009 – настоящее время
Окрашенный анилином Желтый1946-48, 2009-май 2010
Красный анилин1946-58, 2009 – настоящее время
Анилин, окрашенный в черный цвет1946-66, 2009–2012
Окрашенный анилином в оранжевый, синий, зеленый, белый2009-май 2010
грецкий орех1946-58, 1962–66, 1994 – настоящее время
Натуральная вишня1994 – настоящее время
Береза1946-58
Бязь Ясень1946-1958, 1994–2012
Белый ясень (химически обработанный)2011 – настоящее время
Зебрано1954-59
Тик1955-61

Ценность стульев для коллекционеров зависит от многих факторов. Вообще говоря, стулья, которые находятся в истинном первоначальном состоянии, с неповрежденными этикетками, ценятся выше всего, особенно те, которые были произведены компанией Evans Co. в самом начале. Модификации спинки, повторная полировка, повреждение шпона и чрезмерный износ могут снизить стоимость.

Столик Е-1027. Икона модернизма

В его названии Эйлин Грей, дизайнер из Ирландии, зашифровала имена свое и своего супруга.
Незаурядная женщина, обладающая титулом баронессы, получила образование художника, но стала «первопроходцем» в области промышленного дизайна. Журнальный столик Е-1027 она сконструировала в 1927 году для собственной вилы. По признанию Эйлин это был вещественный протест против ар-деко, его условности и театральности.

Первый Е-1027 состоял из полых трубок и куска прозрачного ацетата целлюлозы. При этом высота столика свободно регулировалась, его одним движением можно было приблизить и отодвинуть.
Е-1027 остался в мебельных анналах. В наше время его выпускают белого и черного цвета, с прозрачной столешницей и затонированной. Несмотря на то, что конструкции без малого сто лет, столик Элин Грей – неотъемлемая часть лаконичных интерьеров, дополнение к стилям минимализм, лофт и хай-тек.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий